РЕПЕТУАР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ Часть вторая
Нередко
в начале вокального пути студентам просто не нравятся общепризнанные
шедевры вокальной классики, поскольку художественный вкус новичка в обучении
вокалу ещё не развит, и слух тяготеет к более банальным песням, которые
преобладают в современном радиоэфире. Для формирования художественного вкуса в
процессе обучения вокалу очень полезно посещение различных вокальных
мероприятий - концертов, конкурсов, репетиций других коллективов – с целью
повысить культурный уровень студента и сформировать музыкально – слуховые
представления, связанные с вокальной музыкой.
Что же касается учебного репертуара,
используемого на занятиях по вокалу - это просто лакмусовая бумажка для
проверки квалификации педагога. Здесь важны и опыт педагога как певца –
произведения должны быть художественно – содержательными, яркими. Также важен уровень педагогического
мастерства – ни одно произведение не должно быть спето просто так, без пользы для обучения вокалу. Кроме этого, педагог по
вокалу должен обладать достаточно большим запасом произведений с конкретной
обучающей задачей (сильный выдох, кантилена в пении, чёткая артикуляция,
расширение или выравнивание диапазона и т.д.), чтобы не получилось, что все
ученики этого педагога поют одни и те же полезные песни, да и самому педагогу
эти песни уже поднадоели.
Конечно же, не стоит забывать и про принцип эскизности в обучении ( эскиз –
набросок, незавершённый рисунок). Часто бывает, что студенту очень нравится
какое – либо вокальное произведение и есть горячее желание исполнить его. При этом педагог объективно понимает, что с
технической или другой точки зрения этот музыкальный образец пока сложноват для
данного обучающегося вокалу. Категорично отказывать не стоит – люди обычно
очень расстраиваются, но при условии, что работа с этим произведением не
«перегрузит» голос студента, можно попеть этот романс или арию эскизно, то есть
не доводя до совершенства.
Таким образом, руководствуясь в выборе
репертуара для обучения вокалу принципом разумного компромисса, можно сохранить заинтересованность студента в
обучении, постепенно формировать художественный вкус обучающегося и решать
конкретные задачи в процессе постановки голоса.