Как Вы думаете, какие телепрограммы собирают у голубого экрана наибольшее число зрителей? Нет, не сериалы и не бесконечные ток - шоу, и даже не новости дня! Это всевозможные трансляции соревнований, спортивных матчей, конкурсов и т.д. Ведь каждый телезритель, наблюдая за развитием событий на экране, мысленно примеряет на себя роль участника соревнования или конкурса - критикует или одобряет, даёт советы, ищёт наилучший способ решения задач - и тем самым помогает себе ощутить свою значимость. И при этом только единицы из миллионов зрителей - критиков готовы реально принять участие в конкурсе или соревновании - слишком сложно, слишком хлопотно да и страшновато, если честно!
В области искусства - хореография, живопись, вокал, театр - соревнований не меньше, а может и больше, чем в спорте. И если человек хочет добиться результатов в каком - либо виде искусства, то без участия в конкурсах и фестивалях никак не обойтись! Что же делать людям, желающим, например, улучшить свой вокал – отказаться от заветной мечты или обречённо согласиться на вроде бы неизбежное волнение и страх неудачи?
Да, к сожалению, такие идеи есть в нашем обществе - хочешь научиться петь профессионально (то есть управляя голосом правильно, как это делают успешные певцы) - готовься к жёсткой конкуренции! А не хочешь бороться, лучше обучение вокалу и не начинай!
Но возможен и другой подход! Именно так происходит обучение вокалу в хоре Натальи Силантьевой, где поют разные по возрасту и профессиональной принадлежности люди. Конкурсы, фестивали и концерты - основная движущая сила в работе над вокальным голосом. Но любое публичное выступление студенты хора Натальи Силантьевой воспринимают не как неотвратимый кошмар, а как очередной тренинг для улучшения голоса.
Хор Натальи Силантьевой ведёт активную концертную деятельность и несколько раз в год участвует в международных и российских конкурсах или фестивалях. В зависимости от условий выступления и целей участников хора определяются общие задачи в обучении вокалу всего коллектива и индивидуальные задачи для каждого участника выступления. Причём руководитель хора постепенно и поступенно ( без пропуска очередного, необходимого для развития голоса шага) повышает уровень сложности общих задач, а для индивидуального тренинга в обучении вокалу предлагает несколько возможных вариантов. Каждый участник концерта нацелен на выполнение общих сложных задач - вместе это нетрудно и нестрашно, а для себя лично выбирает то, что кажется посильным и реальным.
Например, в мае хор Натальи Силантьевой принимал участие в концертах 13 -го Международного хорового фестиваля "Звучит Москва". Хор выступал в составе Поющего зала - (участники Поющего зала в нужный момент поют выученные заранее произведения со своих мест, не выходя на сцену). Для большинства участников хора эти концерты были первыми, поэтому общая задача для всего коллектива была научиться пристраиваться к общему хору - Поющему залу. Задачу для личностного роста - спеть все слова без ошибок, научиться петь в комфортном режиме, постараться всё время слышать свой голос, попробовать услышать голос соседей и т.д. – каждый выбирал себе сам.
Результат участия в концерте у каждого певца хора Натальи Силантьевой был свой – и очень ценный именно для этого человека! Кто - то впервые пережил творческое волнение; другой с удивлением осознал, как ярко звучит его голос (один из концертов проходил в Большом зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского, акустически это один из лучших залов мира!); многим удалось добиться расслабленного состояния во время пения.
Общий результат обучения вокалу хора Натальи Силантьевой - творческий рост и понимание специфики участия в концертах в составе Поющего зала.
Другой концерт, посвящённый Дню славянской письменности, проходил на Красной площади прямо под открытым небом. Общие задачи для студентов хора Натальи Силантьевой в этот раз были такие – получить опыт пения на открытом воздухе (в условиях пения open-air голос звучит несколько по- другому) и научиться работать с мониторами, где бегущей строкой писали текст исполняемых песен.
Безусловно, различные по форме (хор, небольшой ансамбль или солисты) и содержанию (исполняемый репертуар) концерты являются прекрасным тренингом в обучении вокалу. Каждый концерт - это шаг вверх в техническом и художественном управлении голосом. Но самым мощным и быстрым тренингом является участие в конкурсе, лучше сразу международном!
Хоровой или вокальный конкурс – это публичное выступление коллектива или солиста перед специально организованной группой людей (жюри), задача которых оценить качество пения по разным критериям – попадание в ноты, чёткая дикция, слаженность исполнения хоровой группы, выразительность пения и т.д. Иногда конкурсные прослушивания бывают закрытые (в зале находится только жюри), но чаще всего публика может свободно присутствовать на конкурсных прослушиваниях при условии соблюдения тишины в зале.
С точки зрения прогресса в обучении вокалу конкурсы совершенно незаменимы – ведь необходимо решить конкретные задачи к определённому сроку в заданных условиях! Стандартная программа для академического хорового или вокального конкурса – несколько произведений разных эпох и жанров: классика, народная песня, произведение современного композитора. Обычно на конкурсе есть временной лимит выступления - 15-20 мин.
Готовя к конкурсам намеченные произведения, студенты хора Натальи Силантьевой не только добиваются качественно нового уровня звучания голоса, но и попутно осваивают основные сценические навыки – как правильно выйти на сцену и уйти после исполнения всей программы, что делают разные части тела (голова, руки, ноги и т.д.) во время выступления и в паузах между произведениями, как реагировать на публику, которая тоже по – разному может выражать свои эмоции. Кроме того, при исполнении харАктерной музыки (чаще всего народной) часто добавляют элементы хореографии, что требует особого внимания.
При подготовке группы хора Натальи Силантьевой к участию в хоровом конкурсе во Флоренции (Италия) коллектив готовил программу для участия в двух категориях (номинациях) – народная музыка и камерный хор. В номинации «Народная музыка» были заявлены старинный кант в обработке современного композитора (трёхголосие а капелла - без помощи инструмента), итальянская народная песня (солисты и хор) и русская народная песня «Во поле берёза стояла (трёхголосие а капелла). Песня про берёзу по своему жанру хороводная, поэтому был приглашён профессиональный хореограф, который сделал для этой песни хореографическую постановку (см. на сайте видео в разделе «Флоренция, открытие»). Реакция участников конкурса во время подготовки этого номера была очень яркой и живой: «Надо же, хотели улучшить голос, а нас ещё и танцевать научат!»
Для второй номинации - «Камерный хор» - были подготовлены другие произведения: Канон 17 века (четырёхголосие а капелла), старинный русский кант на стихи А.Пушкина (трёхголосие а капелла) и украинская народная песня (тоже с элементами хореографии).
Вокальный стаж пения в хоре Натальи Силантьевой участников этой поездки был от одного месяца до одного года, а возраст – от 8 до 78 лет. Это не мешало участникам конкурса успешно решать общие творческие и технические задачи хора, а также индивидуальные задачи в обучении вокалу и умении успешно выступать на сцене.
5 дней во Флоренции пролетели мгновенно! Каждый участник поездки получил массу новых музыкальных впечатлений, услышал множество разнообразных вариантов хорового пения и управления голосом. И это правильно! Ведь обучение вокалу – это не только собственное пение, но и расширение музыкально – слуховых представлений певца, которое возможно только при участии в таких масштабных мероприятиях как хоровой конкурс, где звучит живая вокальная музыка, а не записи, подкорректированные опытными звукорежиссёрами.
Здорово, что многие участники поездки заметили положительные изменения в своём голосе ещё в процессе подготовки к конкурсу, а большинство остальных – в первые две недели после поездки (см. на сайте отзывы о поездке во Флоренцию).
Студенты хора Натальи Силантьевой не только теоретически знают, но регулярно убеждаются на практике, насколько участие в конкурсах (подготовительный этап и сама поездка) сильно влияет на улучшение качества голоса и вокальную технику его владельца. Такое обучение вокалу неизменно ведёт к успеху – и сейчас студенты хора Натальи Силантьевой, естественно, готовятся к следующей поездке на международный фестиваль и конкурс!!!