Во многих направлениях вокала встречается очень интересный жанр,
в котором нет литературного текста. Выражение «песня без слов»
отлично характеризует такое понятие как вокализ (vocalis – певуче, протяжно).
Это пение, в котором действительно не используются слова.
Все передается только через гласные звуки или слоги.
В основном это А, О, У и Э. Изначально вокализ придумали для
обучения вокалу и развития голоса, чтобы улучшить технику пения.
В то время он был упражнением во многих видах вокала для разогрева
голоса и носил исключительно учебный характер.
Как самостоятельный музыкальный жанр в рамках академического вокала
вокализ существует с XVIII века. Сегодня он уже имеет множество форм
и включает два больших направления: упражнение для обучения вокалу (этюды и миниатюры)
и самостоятельные произведения или их части. Первыми композиторами,
создавшими концертные произведения в этом жанре, были Люлли и Рамо,
а самыми известными стали «Хабанера» Равеля и вокализ Рахманинова.
Не надо думать, что если в вокализе нет слов,
то в произведении нет повествования – вокал чрезвычайно ёмкое искусство!
Вокализ – это рассказ о чем-то лирическом и душевном.
А для того, чтобы передать эмоции, слова нужны не всегда.
Но эта особенность вокализа требует от исполнителей большого мастерства и качественного вокала.
Благодаря этому вокализ вызывает у слушателей эмоции и понимание истории.
Исполнение вокализа невозможно без предварительного обучения вокалу и требует
уверенного владения голосом. Особенно в тех случаях, когда вокализ встроен в другое произведение.
Он не должен звучать как инородная часть. Вокализ должен исполняться таким же звуком,
как и остальные части, где мы слышим более привычный вариант вокала – с текстом.