В нашей прошлой статье, посвящённой обучению вокалу, мы рассказали вам, как тесно связаны умения в области вокала и знания об исполняемом репертуаре, а также обещали продолжить тему любопытных открытий в процессе обучения вокалу. С удовольствием выполняем наше обещание!
В Центре развития голоса "Nova voce" обучаются вокалу и улучшают своё ораторское мастерство люди самых разных профессий. При этом все наши студенты искренне любят музыку и часто просят включить в репертуар для обучения вокалу свои любимые произведения.
Это очень полезная практика, поскольку важно, чтобы студентам действительно нравилась исполняемая ими музыка. К тому же наши студенты очень ответственно и аргументировано подходят к выбору произведений для обучения вокалу - всегда стараются найти исчерпывающую информацию об этой музыке и её авторах. Нередко эти данные бывают совершенно неожиданными!
Подобная история произошла с очень известным произведением, по праву причисленным к шедеврам мировой музыкальной культуры - "Ave Maria" Джулио Каччини. Одна из наших студенток в поисках нот для разучивания этого произведения увидела в Интернете потрясающую информацию - по данным последних исследований музыковедов, эту всемирно известную музыку написал вовсе на Каччини!
Эта тема нас, конечно, заинтересовала и заинтриговала, и сотрудники Центра развития голоса "Nova voce" поработали с Интернетом более тщательно и углублённо. И действительно убедились - одно из самых популярных вокальных сочинений на слова "Ave Maria", автором которого долгое время считался Джулио Каччини, написано в 70-е годы 20 века советским музыкантом Владимиром Вавиловым!!!
На самом деле музыковеды ещё в советские времена подозревали, что "Ave Maria" написана в нестандартной для Каччини и вообще музыки того времени манере, но это произведение входило в альбом "Лютневая музыка 16-17 веков", который был выпущен в виде граммпластинки. В первом варианте издания было указано "музыка неизвестного автора 16 века", а в дальнейших изданиях рядом с этим произведением появилась фамилия Каччини. А мы обычно доверяем информации на обложках книг, пластинках, дисках и т.д…
Спорить с указаниями начальства студии грамзаписи не решились и сомневающиеся в авторстве музыковеды, истина стала известна только в наши дни.
Исполнителем произведений для лютни, включённым в этот самый альбом, был замечательный ленинградский музыкант - гитарист Владимир Вавилов. Будучи по образованию гитаристом, Вавилов настолько увлёкся изучением и освоением старинной лютни, что вышел за рамки исполнительства и стал сочинять музыку для старинной лютни - естественно, в старинном стиле. При этом Вавилов прекрасно понимал реалии советской жизни и предполагал, что произведение духовной направленности, да ещё вышедшее из - под пера не совсем профессионального музыканта ( Владимир Вавилов окончил музыкальную школу по классу гитары уже будучи взрослым), хотя и состоявшегося исполнителя, вряд ли будет опубликовано. Но для каждого талантливого композитора важно, чтобы его музыка жила и исполнялась! При этом Вавилов был настолько скромен, что без колебаний отказался от своего авторства и включил "Ave Maria" в альбом лютневой музыки как произведение Джулио Каччини. Причем у музыковедов есть основания предполагать, что это не единственное произведение Вавилова, изданное под фамилией другого - уже "раскрученного" - автора!
Репутация Джулио Каччини в мире музыки в связи с этим открытием, конечно же, нисколько не пошатнулась, а мы с удовольствием пели и будем петь этот музыкальный шедевр на занятиях по обучению вокалу - спасибо Владимиру Вавилову!