Начиная обучение
вокалу, большинство новичков
предполагает, что им будет необходимо
только петь. Это и верно, и
неверно одновременно! Безусловно, пение – основная часть обучения вокалу и
детей, и взрослых. При этом, как и в других видах искусства, этот процесс,
связанный с физиологией человека, физикой, математикой и т.д., имеет
определённый перечень терминов -
специальных слов. Давайте посмотрим, что означает само понятие «термин».
Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так
далее. Термины служат специализирующими обозначениями, характерными для этой сферы предметов,
явлений, их свойств и отношений. В отличие от слов общей лексики, которые
зачастую многозначны и несут эмоциональную окраску, термины в пределах сферы
применения однозначны и лишены экспрессии.
В различных видах
искусства термины связаны с языком той страны, где это искусство развивалось и
формировалось наиболее активно. Например, балетные термины – на французском
языке, медицина и юриспруденция пользуются латынью. А язык музыки – итальянский.
Лингвистические
проблемы в процессе обучения вокалу могут возникнуть только у тех людей , кто больше или меньше знаком с
современным итальянским языком и сделает попытку «запараллелить» живой язык и музыкальные термины. При очевидном одинаковом звучании очень
быстро станет понятно, что значения реальных
итальянских слов и музыкальных терминов не совпадают: например, allegro – обозначение темпа в
музыке (скоро), а в современном итальянском языке это слово означает «весёлый»;
музыкальный термин forte
означает силу звучания (громко), а бытовое значение слова «сильный» и т.д.
Чаще всего новичкам
в обучении вокалу мешает другой факт – опытный педагог имеет специальное музыкальное образование и,
объясняя задание студенту, сразу использует в своей речи различные музыкальные
термины, т.н. «профессиональные слова», иногда даже не замечая этого. А для
начинающего заниматься вокалом эти иностранные слова пока не понятны и требуют
отдельного времени на уточнение смысла
задания.
В Центра развития
голоса «Нова воче» мы применяем очень эффективный приём в освоении музыкальных
терминов: сначала на понятном для студента языке определяем, что необходимо сделать в процессе
обучения вокалу на этом занятии, затем закрепляем этот навык и только потом
выясняем, каким специальным словом
(музыкальным термином) обозначается данное явление в вокале или в музыке
вообще. Такой способ работы с музыкальными терминами позволяет с равным успехом
обучать вокалу и детей, и взрослых, поскольку человек понимает суть явления на
родном языке и знает, что музыкальный термин – это всего лишь «профессиональное
слово» в этой области искусства.