«Лучше уж петь в опере, чем ее слушать».
Дон Херолд,
американский писатель,
юморист, мультипликатор.
Опера - удивительный музыкальный жанр, в котором соединились в единое целое поэзия, пение, инструментальная музыка, танец, актерское мастерство, декорации и костюмы!
Появившись во Флоренции на рубеже XVI-XVII веков, опера быстро распространилась по всей Европе и завоевала популярность. В России оперное искусство начало развиваться с XVIII века. Первая иностранная опера была поставлена в Санкт-Петербурге в 1755 году.
В переводе с итальянского опера означает «труд», «работа». Однако первоначально музыкальный спектакль называли «dramma per musica» – «музыкальная драма», добавляя к названию – «опера», то есть труд такого-то композитора. Действительно, сочинение оперы требует большого мастерства и таланта композитора. Можно так же много говорить и о постановочной сложности этого жанра, и о трудностях исполнительства, но цель нашей статьи иная.
Классические оперы – это высокохудожественная музыка. Выдающиеся музыканты повышают свое мастерство, исполняя именно оперную музыку!!!
На курсах обучения вокалу Наталья Силантьева рекомендует студентам для прослушивания лучшие образцы вокальной музыки из разных опер. Несмотря на виртуозные партии главных героев и сложные хоровые номера в каждой опере есть несложные арии, дуэты и хоры, которые Наталья Силантьева включает в репертуар для обучения вокалу своих студентов.
Одним из таких номеров является Ария Барбарины «Уронила, потеряла» из оперы В.А.Моцарта «Свадьба Фигаро». Благодаря небольшому певческому диапазону эта ария доступна для разучивания уже на начальных этапах обучения вокалу. Удобная мелодия, повторяющиеся интонации позволяют достаточно быстро ее запомнить. При этом простота мелодии требует от студентов большой исполнительской выразительности.
Отдельно хотелось бы осветить вопрос, связанный с изучением текстов арий. Исполнение произведения на итальянском языке на первый взгляд - да и на второй тоже! - представляется весьма трудным. Незнакомые слова и произношение требуют от начинающего вокалиста повышенного внимания и ощутимо отвлекают от управления голосом. Часто студентам советуют больше заниматься вокалом и «пожертвовать» качеством произнесения слов – и тогда слова, исполняемые певцом, непонятны слушателям даже в том случае, если опера исполняется на родном языке! Что уж тут говорить об иностранных языках!
Наталья Силантьева в обучении вокалу всегда бережно относится к языку автора. На занятиях текст читается многократно в медленном темпе, затем идет работа над произношением в сочетании с мелодией. Например, в группе «Популярная классика» (подробную информацию см. на сайте www.invocal.ru) студенты обязательно знакомятся с правилами чтения в итальянском языке. Такой подход к обучению вокалу позволяет качественно управлять голосом и навсегда запомнить данное произведение.
По мере исполнительского роста студентам предлагают всё более сложные вокальные партии. Например, Ария Керубино Non so più cosa son cosa faccio («Я не знаю, что делать») из оперы В.А.Моцарта «Свадьба Фигаро» или Романс Неморино «Una Furtiva Lagrima» («Потаённая слеза») из оперы Г.Доницетти «Любовный напиток».
При обучении вокалу Наталья Силантьева подбирает также и интересные оперные дуэты. Один из самых известных - дуэт Прилепы и Миловзора из оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» - очень любим нашими студентами. Работа над этим дуэтом, помимо решения музыкальных задач, очень способствует и раскрытию артистических способностей.
Хоровая музыка российских и западноевропейских композиторов в процессе обучения вокалу занимает особое место. Составляя репертуарный план, Наталья Силантьева обязательно включает в него и несколько хоровых номеров из опер. Как правило, это 2-х или 3-хголосные произведения, которые, что называется, «на слуху» у широкой публики. Это два хора русалок из оперы А.Даргомыжского «Русалка»: «Любо нам ночной порою» и «Свободной толпою с глубокого дна», хор «С луком и стрелою вдаль идет стрелок» К.Вебера из оперы «Волшебный стрелок». Красота и изящество хора «Откуда приятный и нежный тот звон» В.А.Моцарта из оперы «Волшебная флейта» доставляют радость и певцам и слушателям.
И, конечно, с большим воодушевлением на занятиях и в концертах звучит хор "Славься" из оперы М.Глинки "Иван Сусанин (Жизнь за царя)", ставший неофициальным гимном России.
Работа над вокальной музыкой и ее исполнение дают огромную пользу для развития голоса и эстетического вкуса студентов. Появляется умение вживаться в образ героя. А самое главное - это возможность превратиться из обычных слушателей в настоящих исполнителей оперной музыки!!!
«И вообще итальянцы относились к опере, к певцам, крайне серьезно. Они слушали спектакль с увертюры очень внимательно и чутко; часто бывало, что в наиболее удачных местах публика единодушно, полушепотом возглашала:
- Браво!
И эта сдержанная похвала являлась для артистов более ценной, чем взрыв аплодисментов».
Ф.И.Шаляпин из книги «Маска и душа»